Группируем пуговицы
• Подготовьте различные пуговицы: с двумя и четырьмя дырочками, красные и черные, круглые и квадратные и т.д. • Возьмите контейнер для яиц и приклейте по одной пуговице в каждую ячейку. • Попросите детей разложить оставшиеся пуговицы в ячейки по определенным признакам: количество дырочек, цвет, форма.
Ботинки, туфли, сандалии
• Попросите детей снять обувь. • Теперь ребята должны разделить обувь на группы по типу (кроссовки, туфли, сандалии) или по тому, как они застегиваются (шнурки, застежки, липучка).
Любимые фрукты
• Положите на несколько блюд раздельно яблоки, виноград, апельсины и бананы. Порежьте яблоки и бананы на кусочки, разделите виноградные грозди на отдельные веточки, а апельсины – на дольки. • Пусть дети попробуют все фрукты и выберут один – самый любимый. • Положите на пол квадрат красной бумаги – он обозначает яблоки, фиолетовой – виноград, оранжевой – апельсин и желтой – бананы. • Попросите малышей стать в линию за квадратом, который обозначает их любимый фрукт. • Объясните ребятам, что у вас получилась диаграмма, отражающая популярность в группе яблок, винограда, апельсинов и бананов. Дайте каждому малышу квадратик цветной бумаги, соответствующий его любимому фрукту, попросите положить квадратики на пол и отойти. Вот теперь получилась настоящая, цветная диаграмма. • Дети должны изучить диаграмму и сказать, какой фрукт получил больше голосов, какой меньше, какие фрукты получили одинаковое количество голосов. • Дети постарше могут перенести диаграмму на расчерченные листы бумаги (каждому квадратику на полу соответствует квадратик того же цвета на бумаге). Таким образом, элементами одной и той же диаграммы были дети, затем – символы, т.е. цветные квадратики на полу и бумаге.
Цветные бусинки
• Дайте малышам бусинки и попросите распределить их по группам – в зависимости от цвета. • Попросите детей поискать в комнате другие предметы, которые можно распределить на группы по цветам.
Цветные обрезки
• Сложите в коробку обрезки ткани или цветной бумаги. • Попросите ребят распределить обрезки на группы – в зависимости от цвета. • Обрезки смешанных цветов будут входить в специальную, смешанную группу.
Одинаковые фигуры
• Наклейте на пол пять полосок ленточного корректора длиной около 1 м, чтобы получилось четыре колонки. Положите в верхней части каждой колонки геометрическую фигуру – квадрат, круг, треугольник или прямоугольник. • Вырежьте из цветной бумаги круги, треугольники, прямоугольники и квадраты разных размеров. • Попросите детей положить одинаковые фигуры в одну колонку. • Если это задание показалось ребятам легким, предложите им выполнить его еще раз, с более сложными фигурами – ромбами, восьмиугольниками, трапециями. Дополнение. Можно раскладывать по колонкам вырезки из журналов с лицами, выражающими различные эмоции, листики различной формы, изображение зверей, птиц, рыб, насекомых.
Раскладываем кубики по местам
• Попросите детей убирать кубики разной формы в отдельные контейнеры, например, прямоугольные – в коробку, а квадратные – на полку.
Фигурные крекеры
• Угостите малышей крекерами разной формы. • Попросите ребят разложить крекеры на несколько кучек по форме и только затем разрешите есть.
Большие и маленькие
• Сложите в коробку большие и маленькие предметы. Лучше, если это будут одинаковые предметы разного размера, например: большая и маленькая книга, большой и маленький мяч, большая и маленькая перчатка. • Попросите детей распределить все предметы на две группы – большие предметы и маленькие предметы. • Попросите ребят найти в комнате большие и маленькие предметы. • После этого дети должны назвать как можно больше слов, обозначающих размер, к примеру: огромный и крошечный, громадный и малюсенький и т.д.
Низкие и высокие
• Сложите в коробку низкие и высокие предметы. Лучше, если предметы будут явно отличаться по высоте, например: высокие и низкие стаканы, растения. • Попросите детей разделить предметы на две группы: в первой низкие, во второй – высокие. • Попросите ребят найти в комнате высокие и низкие предметы.
Короткие и длинные
• Сложите в коробку короткие и длинные предметы. Лучше, если предметы будут явно отличаться по длине, например: длинные и короткие шнурки, карандаши, палочки и т.д. • Пусть дети разделят предметы на две группы: в первой короткие, во второй – длинные. • Попросите ребят найти в комнате короткие и длинные предметы.
По книге Пэм Скиллер, Джоан Россано «750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста» |