Что мы делаем: • Преодолеваем интеллектуальный эгоцентризм. • Учим управлять своим поведением с помощью внутреннего диалога.
Как мы это делаем? Если ребенок что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на бумаге свои ладошки. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы? Как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.
Зачем и почему мы это делаем: Мышление дошкольников отличается интеллектуальным эгоцентризмом, то есть неспособностью встать на точку зрения другого. В поведении это проявляется невозможностью посмотреть на себя со стороны и оценить свое поведение. Когда мы рисуем ладошки, мы как бы выносим часть ребенка вовне в виде графического изображения. Теперь малыш может оценить ситуацию со стороны, ведь уже трехлетка может в игре взять на себя чью-то роль. Малыш берет на себя роль ладошек и отвечает за них на наши вопросы. Мы налаживаем диалог ребенка с самим собой, способствует развитию у него внутренней речи. Этот великолепный прием позволяет научить малыша самостоятельно регулировать свое поведение с помощью внутреннего диалога. Кроме того, в такой беседе не страдает образ “Я” ребенка – сам ребенок хороший, это его ручки совершили проступок, их просто надо научить действовать правильно.
Из книги Н. Шпиковой, Т. Шульман "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития малыша". |