Кризис 6-7 лет - соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст называют также возрастом смены зубов и возрастов вытягивания. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Нарушается координация между действием взрослого и ответным действием ребенка. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение установленного правила. Ребенок тоже испытывает дефицит "обратной связи". Для него в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование. Задаются вопросы "Зачем? Почему? Как?". И если подросток может действительно задать этот вопрос, то ребенок младшего возраста, нарушая правило, как бы обращается к нам с такими вопросами. Характерен этот возраст и утерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка - в каждом переживании и проявлении переживания теперь появляется интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я сержусь", "я огорчен", у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл.
(По материалам психологического центра "Аметист")
Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.
Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа - это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники - все люди со своими характерами и особенностями, возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка. Только тогда наши дети смогут идти по этапам своего роста бесстрашно, проходя их активно и с пользой, когда будут ощущать наши понимание, поддержку и внимание. Однако, они не имеют ничего общего с потаканием.
Кто-то спросит, а как же найти верный путь между потаканием и требовательной дисциплиной? Думаю, он находится в золотой середине. Найти его можно в любви родителей, их терпении, доверии, наблюдательности и интуиции.
Попробуйте - обязательно получится. Ведь мы тоже растем и учимся вместе с нашими детьми. Их уроки - это и наши уроки.
(По материалам "Монтессори-журнал") |