М.Н.Ильинa. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. Часть 12. - развитие ребенка 3-5 лет - Каталог статей о раннем развитии - Детское развитие
Детское развитие Среда, 07.12.2016, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей о раннем развитии | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
обучение и воспитание
развитие ребенка до 1 года
развитие ребенка 1-3 лет
развитие ребенка 3-5 лет
развитие ребенка 5-6 лет
стихи для детей
развивающие игры
идеи для детского праздника
тест-драйв детских товаров
логопедические упражнения
для психологов

» Статистика

Главная » Статьи » развитие ребенка 3-5 лет

М.Н.Ильинa. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. Часть 12.

Упражнения на цветовое различение

Если ребенок трех-четырех лет все еще слабо ориентируется в цветах, следует продолжать занятия.

- "Шарики - ниточки"

Подготовьте разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и подберите к ним нитки соответствующего цвета. Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.

- "Что какого цвета?"

Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).

- "Радуга"

Познакомьте ребенка с последовательным расположением цветов в спектре.

Прочитайте стихотворение:

Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе -
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица -
Бери, какая нравится.

Красная
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос -
Значит, на дворе мороз.

Оранжевая
Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный?
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.

Желтая
Желтый лимон
на цыпленка похож,
Только вот ног у него
не найдешь.
Желтый цыпленок похож
на лимон,
Только растет не
на дереве он.

Зеленая
Вот кузнечик Кузька -
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова -
Весь зеленый, как трава.

Голубая
Нравятся Насте
Голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах
Дали голубые.
Голубые чудеса -
Выбирай любые.

Лиловая (фиолетовая)
Цвет лиловый - цвет
сирени.
Цвет фиалок, Цвет весенний,
Цветет он и колышится,
И в нем приятно дышится.

Синяя
Слышал я, будто стащила
синица
В небе лоскутик синего
ситца.
Сшила синица из ситца
косынку,
Синими стали крылья
и спинка.

(Е. Измайлов)

Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении.

Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала вы закрашиваете первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть.

Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, при этом напоминайте ему цвет, повторяя стихотворение.

- Дайте ребенку задание - нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики - синим и т. д.).

Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.

Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).


Упражнения на количественные различия

- "Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета"


А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

Б) Даете ребенку такое задание:, "Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".



психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни 

- "Большие и маленькие круги"

Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки.

- "Длинные - короткие, высокие - низкие"

Готовите набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: "Это длинная палочка. Это короткая".
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей длине, а затем - по возрастающей длине.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями - высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см. Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Развиваем глазомер"


Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков, палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: "Найди такое же большое кольцо". Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое - с другими фигурами.

- "Тяжелые - легкие. Большие - маленькие"

Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими: "На рисунке есть предметы очень тяжелые - раскрась их синим цветом, есть легкие предметы - раскрась их розовым цветом".
"Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

- На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни
психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни
психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.


Упражнения на определение времени по часам

- "Часы"

Покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка - минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на 1 час.

- "Какое время показывают часы?"

- Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них, которые показывают время, когда

люди чаще всего встают по утрам;

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

когда люди обедают;

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

когда ты ложишься спать.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни


- Сделайте из картона часы с передвигающимися стрелками.

Спросите у ребенка: "Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни".

В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.


Упражнения на развитие внимания и восприятия

- "Что не так?"

Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных..

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Найди пуговки"

В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Геометрические фигуры"

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Ребенок выполняет по вашей просьбе задания:

1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д.;
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил;
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности

- "Угадай на ощупь"

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

- "Что лежит в мешочке?"


Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).

Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь).

Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики


- Разрезные картинки

Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.

На трех картинках изображены яблоко, стакан, пирамидка: каждая картинка разрезана пополам.
Три картинки с изображенными на них рисунками чайника, цыпленка, елки разрезаны на три части.
Три картинки с рисунками мяча, морковки, гриба (мухомора) состоят из четырех частей каждая.
Три картинки с рисунками капусты, медвежонка, лягушки разрезаны на пять частей.
Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задания на сложение фигур, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки.

- "Склеим чайник"

Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Сложи геометрические фигуры из частей"

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.

После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета.

- "Матрешки"

Используется деревянная трехместная разборная матрешка.

Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая).

Далее используются матрешки с большим количеством вкладышей и пирамидки с различным количеством колец.

- "Назови лишнее"

Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Рисование красками

Приготовьте бумагу (серую, голубую, синюю), краску белую, кисти.
Прочитайте стихи о зиме, например, из стихотворения И. Сурикова "Зима":

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело...

Вспомните с ребенком, как красиво зимой - снег укрывает дома, деревья, кусты. Скажите ребенку, что нарисовать зиму, снег можно белой краской и что она лучше всего сочетается с голубым, серым, синим фоном бумаги.

Аппликация "Полосатый коврик"

Используются бумага, клей, кисточка, тряпочка и цветные полоски бумаги.

Предварительно показываете ребенку, как нужно наложить полоски бумаги на лист. Спросите: "Тебе нравится такая раскраска коврика? Если нет, то можно полоски поменять местами, и тогда коврик будет выглядеть иначе". Затем приступайте к намазыванию каждой полоски клеем и наклеиванию ее на лист бумаги. Предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Вместе полюбуйтесь этим ковриком и подумайте, где его можно использовать. Например, это может быть коврик для куклы или для машинки.

А можно предложить новый сюжет. На этот коврик наклеить вырезанные силуэты фигурок собачки, киски и т. д. Спросите ребенка: "Что делает на коврике собачка, а что - киска?"

Работа над аппликацией прекрасно развивает ручную умелость, фантазию, творчество ребенка. Если ему нравятся эти занятия, помогайте придумывать новые сюжеты и осуществлять их.

Лепка и аппликация

Покажите ребенку, что можно одну и ту же фигуру сделать из пластилина и из бумаги, т. е. пластическим и силуэтным способом.

Для аппликации необходимо заранее сделать заготовки, которые будут наклеиваться на бумагу, а для фигуры из пластилина нужно приготовить какие-то дополнительные предметы. Например, вы решили, что такой фигурой будет снеговик.

Загадайте ребенку загадку:

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глазки - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?

После того, как ребенок угадает загадку, покажите ему на картинке снеговика, обсудите с ним, из каких частей состоит снеговик (из каких форм). Когда снеговик будет склеен и слеплен, спросите у ребенка, чего не хватает снеговику и какой нравится больше - из пластилина или из бумаги.

Сюжетные игры

Конечно, вы играете с ребенком в такие игры, как "Магазин", "Школа", "Больница" и т. д. В процессе этих игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания по самым разным аспектам: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов в речи (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева и т. д.); умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника и т. д.

Такие игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно в том случае, если они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать и т. д.).
И, конечно, неоценима роль таких игр для развития творческого мышления.

Категория: развитие ребенка 3-5 лет | Добавил: adm (09.02.2009)
Просмотров: 2409 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа
Логин:
Пароль:

» Поиск

» Друзья сайта
  • Музыка на праздник (ФРГ)
  • Семья-русская версия (ФРГ)
  • Mamki.de(ФРГ)
  • Отличница (Россия)


  • Copyright MyCorp © 2016